Жизнь в семенах № 1
(игра для детей 5-7 лет)
Цель. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов, фасоли, гороха), этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.
Материал. Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.
Задание. Рассмотреть семечко, выбрать нужный набор карточек, расставить по порядку этапы развития овощной культуры, рассказать о жизни и развитии данного растения.
Правила
Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.
Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.
Алгоритм проведения
1. Рассказать детям о жизни маленького семени.
Всю долгую зиму у нас в коробочке спали семена. Посмотрите, какие они маленькие, беззащитные, но в каждом из них таится необыкновенная сила жизни. Сейчас в каждом маленьком семечке спит жизнь будущего растения. Мы их разбудим, а потом помечтаем, какими они будут.
Родители вместе с детьми помещают семена различных овощных культур в специальные чашечки на влажный фильтр и закрывает крышечкой. Через некоторое время крышка запотевает.
-Это наши семена проснулись, они дышат. Пройдет совсем немного времени, и у каждого из них появится маленький белый хвостик. (Показывает проросшее семечко.)
Как вы думаете, что это? (Это маленький корешок.)
Это проросшее семечко нужно посадить в землю, и из него постепенно вырастет взрослое растение, если, конечно, вы не забудете к ним ухаживать.
А теперь давайте помечтаем, какие вырастут из наших семян -перца, томата, огурцов, бобов, фасоли, гороха) растения.
2.Каждому ребенку выдается семечко, предлагается внимательно его рассмотреть и подобрать для него карточки с изображением этапов развития данной овощной культуры. (На каждой карточке нарисовано семечко, из которого выросло данное растение. Форма, цвет и величина семени, нарисованного на картинках, помогают ориентироваться в подборе карточек.)
3.Дети подбирают нужные карточки, раскладывают в правильной последовательности, рассказывают о своем растении.
4. В конце игры подводится итог.
Построй домик для животного № 2
(игра для детей 6-7 лет)
Цель. Закреплять знания детей об особенностях жизни различных диких животных, их жилье, стройматериалах, которые они используют. Формировать умение подбирать правильный материал для постройки дома любому из животных.
Материал. Большая дидактическая картина, карточки с изображениями домов животных (муравейник, улей, гнездо птицы и т.п.), стройматериалов (веточки, травинки, пух, листья и т.д.). самих животных.
Задания
Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь.
Выбрать из предложенного стройматериала только то, что нужно для вашего животного.
Подобрать домик для животного.
Рассказать о своем выборе.
Правила
В игру играют в командах (3 команды по 2—3 человека в каждой).
Кто быстро и правильно справился с заданием и сумел объяснить свой выбор, выиграл.
Алгоритм проведения
Объявить ребёнку о том, что пришла лесная телеграмма .
Звери зеленого леса прислали нам телеграмму, в которой просят нас о помощи, построить им жилье. Поможем построить домики зверям? (Да.)
Выберите тех животных, кому вы хотели бы помочь, назовите их по имени. Чтобы у нас все хорошо получилось, нужно знать, как правильно это сделать.
Познакомить детей с правилами игры и заданием. Дети делятся на команды и начинают совместно играть.
В конце игры подводится итог.
Гнездовья птиц № 4
(игра для детей 5-7 дет)
Цель. Познакомить детей с разнообразием видов гнездовий птиц. Закреплять знания детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц-строителей. Развивать умение соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей-строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.
Материал. Два полотна с гнездами птиц, карточки с изображением птиц —строителей этих гнезд, наборы строительных материалов для различного типа гнезд.
Задание. Рассадить птиц по гнездам согласно их предпочтениям (у воды, высоко над землей и т.д.).
Правила
Количество играющих не должно превышать 6 человек.
При выборе птиц следует аккуратно относиться к наглядному материалу (карточкам и наборам).
При соотнесении птицы и ее гнезда, предполагаемого строительного материала надо руководствоваться своими знаниями.
Выигрывает тот, кто сможет сам, без посторонней помощи рассказать о своем выборе, своих умозаключениях.
Алгоритм проведения
В начале игры педагог знакомит детей с птицами —участниками игры, коротко рассказывает об особенностях каждой птицы.
Предложить детям выбрать каждому по одной птице, внимательно ее рассмотреть.
В конце игры подводится итог.
Угадай и расскажи № 5
(игра для детей 5-7 лет)
Цель. Закреплять знания детей о лесных жителях, их среде обитания и образе жизни. Формировать пространственное мышление, воображение. Развивать связную речь. Активизировать словарный запас детей.
Материал. Картина с изображением лесного ландшафта, на котором присутствуют звери, птицы, насекомые, но на первый взгляд они не все видны. Нужно присмотреться, чтобы заметить, где они спрятаны.
Задания
Дать команду своим глазам внимательно рассмотреть картину лесного ландшафта.
Увидев что-то необычное или знакомое, подумать, как рассказать яс этом другу, чтобы он сам нашел это на картине.
Слушать товарища и добавлять к его рассказу что-либо новое. Правила
Количество играющих не должно превышать 5-6 человек.
За правильно составленное предложение ребенок получает красную звездочку.
Кто больше наберет таких звездочек, тот и выиграл.
Алгоритм проведения
Разложить перед детьми большую красочную картину с изображением лесного ландшафта.
Попросить детей внимательно рассмотреть и по очереди описать словами не только живые объекты, которые спрятались, но и те места, где. по их мнению, кто-то спрятался.
Руководствуясь словесными указаниями, дети пытаются узнать и назвать по имени того, кто спрятался.
Руководствуясь словесными указаниями, дети ищут то место, где спрятались живые объекты.
Игра идет до тех пор, пока все герои не будут найдены.
В конце игры подводится итог.
Деревья и кустарники № 6
(игра для детей 6-7 лет)
Цель. Формировать умение детей по представлению составлять силуэты деревьев и кустарников при помощи специально заготовленных деталей. Правильно располагать ветви согласно размеру и ширине.
Материал. Дидактическая картина, разрезные части деревьев и кустарников, вырезанные зеленые листья.
Задания
Составить дерево или кустарник.
Найти три признака, по которым можно отличить дерево от кустарника. (Дерево от кустарника отличают, как правило, по трем признакам
а) по высоте;
б) по толщине ствола;
в) по количеству стволов, отходящих от корневой системы (у дерева ствол один, а у кустарника —несколько).)
Выбрать самый главный из отличительных признаков.
Правила
Количество играющих 6-7 человек.
Побеждает тот, кто смог быстро и правильно составить дерево и кустарник и ответить на поставленные вопросы.
Алгоритм проведения
Ставится игровая задача:
—Сегодня нам с вами предстоит посадить лес. На картине (заранее заготовленной) для каждого вашего дерева и кустарника найдется место. На столе лежат необходимые для этого детали. Ваша задача заключается в том, чтобы правильно подобрать части деревьев и кустарников и выполнить задание.
Ребёнка знакомят с правилами игры и заданием.
Дети начинают выполнять игровые действия.
Выявляется победитель.
В конце игры подводится итог.
Методическое обеспечение: Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. / Авт.-сост. Павлова Л. Ю — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 80 с. |