Познавательное развитие

 

  Математическая страничка

 

 

Мир, в котором живет малыш – это мир мышления и логики, подлинных приключений, невероятных открытий, которые встречаются на каждом шагу. Ведь в каждом ребенке заключено чудо от рождения. Чудо – это его мозг. Поэтому никогда не надо забывать о том, что «Чудеса заключены не в методах, а в самом ребенке. И каждый ребенок имеет право овладеть этим чудом.

А нам только остается купить билет в эту страну чудес».

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира.

 

 

Уважаемые дети и родители группы "Колокольчик", предлагаю Вашему вниманию  игры по формированию элементарных математических представлений.

 

Дидактические игры

 

  • Дидактическая игра «Найди различия».

 Развивать внимание, память, логическое мышление

  Ребёнку предлагается  найти отличия между матрешками в течение 3 минут (можно поставит песочные часы).

   По истечении времени ребёнок называет  различия. За каждое правильно найденное различие  дается   фишка.

 

  •  Эстафета фигур (блоки Дьенеша).

 Развивать внимание, память, логическое мышление. Способствовать закреплению геометрических фигур.

   Перед командой игроков  на полу лежат три обруча, пересеченные между собой.

   В каждом обруче набор фигур: в первом обруче – желтые круги, треугольники и квадраты; во втором обруче – квадраты разного размера и цвета; в третьем обруче – большие квадраты и треугольники (красные, желтые, синие).

   Взрослый задает детям вопросы: «Какие фигуры лежат в обручах? Чем похожи фигуры в каждом обруче? Чем отличаются фигуры в каждом обруче?»

   Далее проводится эстафета: какая команда быстрее заполнит «окошки».

Первая команда кладет в «окошко» большие и маленькие квадраты желтого цвета, вторая – большие квадраты разного цвета. («Какие фигуры будут в пустых „окошках“?») Дети обосновывают свои действия.

 

  

  • Дидактическая игра «Составь картинку».

 Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку

   Игроки на листах бумаги выкладывают придуманные картинки с помощью геометрических фигур и счетных палочек. По окончании выполнения задания рассказывают о своих работах.

 

Игровые упражнения

 

  •  Игровое упражнение «Рисуем и измеряем линии».

 Способствовать развиватию умения измерять длину предметов с помощью условной меры.

 

В тетради дети определяют точку начала выполнения нового задания, отсчитав от предыдущего задания 4 клетки вниз.

   Взрослый  дает каждой  карточку с цифрой, обозначающей количество клеток в отрезке (8 и 10), и предлагает нарисовать отрезок соответствующей длины.

   Уточняем: «Сколько клеток в вашем отрезке? Чему равна длина отрезка?» Дети выкладывают ответ при помощи цифр 8 и 10. Затем даем задание: «Разделите отрезок на части, равные двум клеткам. Сколько пар клеток уложилось в длине отрезка?» (В отрезке восемь клеток – четыре пары, десять клеток – пять пар.)

   Ребёнок  выкладывает ответы с помощью карточек с цифрами.

   Взрослый спрашивает: «Почему получилось разное количество пар клеток?»(Длина отрезков разная.)

   Правильность выполнения задания оценивается фишкой.

 

  •  Игровое упражнение «Круглый год».

Способствовать развитию умения последовательно называть дни недели, месяцы и времена года.

 На столе картинки с изображением времен года.

   Взрослый говорит: «Назовите времена года. (Осень, зима, весна, лето.)

Вспомните названия месяцев осени (зимы, весны, лета)».

    Ребёнку дается  задание: собрать картинки с определенным временем года, определить, какие месяцы на них изображены, и построить их по порядку. После выполнения задания дети называют времена года и их месяцы.

 

  • Игровое упражнение «Числовая линейка».

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

   

У детей в тетрадях дано изображение числовой линейки   

   Взрослый говорит: «Все числа живут на числовой прямой. У каждого числа свое место. Рассмотрите линейку и назовите числа на ней. Какое число идет после числа три? Какое число стоит перед числом пять? Какое число стоит между числами семь и девять?

     

  

 

Взрослый  обращает внимание детей на картинку  и поясняет: «Мальчик шел к своему другу и считал шаги. Каждая клетка на числовой линейке обозначает один шаг. Сначала он сделал три шага, а потом еще два шага. (Обводит двумя дугами сверху соответствующее количество клеток.) Составьте задачу про мальчика». 

 

 

 

   Воспитатель выслушивает варианты задач, вместе с детьми выбирает правильно составленную задачу и определяет ее структуру (условие, вопрос). Обводит снизу общее количество клеток (3). Ребёнок повторяют задачу целиком и решают ее с помощью числовой линейки в тетради:

   • красным карандашом отмечают количество «шагов», которое мальчик сделал сначала (3 клетки), и ставят вертикальную черту;

   • красным карандашом отмечают количество шагов, которое мальчик сделал потом (2 клетки), и ставят еще одну вертикальную черту.

   Ребенок выкладывают решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков и читает запись обосновывая решение.

 

  •  Игровое упражнение «Зажги лампу».

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления

   У ребёнка  картинки «Зажги лампу» 

 

 

 

 

Взрослый предлагает детям рассмотреть их и уточняет: «Какие светильники надо включить? (Люстру, торшер, настольную лампу.) От каждого выключателя цветным карандашом проведите шнур к соответствующей лампе».

 

  • Игровое упражнение «Живая неделя».

Способствовать азвиватию умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года

Игроки делятся  на команды по 7 человек, каждая из них берет карточки с цифрами от 1 до 7 и определяет свой день недели.

   Взрослый читает стихотворение. По мере называния дней недели дети выстраиваются в шеренгу, образуя неделю. (игру можно провестивыставляя любые игрушки)


Жаль, всего семь дней в неделе —
Дел навалом y Емели:
В понедельник на печи
Протирает кирпичи.
Не скyчает и во вторник 
Он плетет слонy намордник.
Языком молотит в среду
И баклyши бьет соседy.
После дождичка в четверг
Он пyскает фейерверк.
Пятница – тяжелый день:
Тень наводит на плетень.
И суббота не сyббота:
У него на мyх охота.
Но седьмой настанет день —
Сдвинет шапкy набекрень.
Потому что воскресенье 
Это праздник и веселье:
И, улегшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле.
Было б восемь дней в неделе —
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!

А.Усачев

   Ребёнокм называет дни недели.  Игра повторяется 2–3 раза со сменой карточек.

 

  •   Игровое упражнение «Сделай картинки похожими».

 Способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления

   Перед ребёнком 2 картинки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их, найти отличия между ними и дорисовать предмет так, чтобы они стали похожи.

 

  •   Игровое задание «Рисуем задачу».

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение в пределах 10.

   У детей тетради в клетку с изображением двух числовых линеек. Взрослый спрашивает: «Сколько клеток на числовой линейке?» (Десять клеток.)

   Ребёнок  дугой отмечают на числовой линейке сначала 4 клетки, а затем еще 5 клеток (правильность выполнения задания они сверяют с образцом на доске). На основании рисунка делают запись для будущей задачи с помощью цифр и арифметических знаков.

   Дети читают запись,  ребенок выкладывает ее. По записи дети составляют задачу. Взрослый выслушивает варианты задач. Ребёнок вместе со взрослым обосновывают правильность их составления, решают и отвечают на вопросы задачи, объясняют ее решение.

   На второй числовой линейке дети дугами обозначают 9 клеток (сверху) и 5 клеток (снизу слева). Затем аналогично составляют и решают задачу на вычитание.

 

  • Игровое упражнение «Спрячь фигуры». 

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

   От предыдущего задания в тетрадях дети отсчитывают вниз 4 клетки. Взрослый дает новое задание: «Нарисуйте квадрат со стороной, равной двум клеткам. Отступите три клетки и нарисуйте еще один такой же квадрат. Продолжите рисовать квадраты до конца строки».

     Взрослый предлагает детям подумать, какую  фигуру можно спрятать в квадрат. (Треугольник, круг.)  Показать, как вписать треугольник в квадрат: верхнюю сторону квадрата надо разделить пополам и поставить точку, а затем прямыми линиями соединить ее с левым нижним и с правым нижним углами квадрата.

 

 

 

 

Взрослый выясняет у детей, где спряталась третья сторона треугольника. (В стороне квадрата.)

  Ребёнок отсчитывают от предыдущего задания вниз две клетки и рисует квадраты в строчку на расстоянии две клетки друг от друга и вписывает в них треугольники.

  Оценивается работа  рисованием  соответствующих солнышкек.

   

  • Игровое упражнение «Ищем дорожку к домику».

  Способствовать умению «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения.

   У ребёнка картинки с изображениями лабиринтов

 

 

 

Ребёнку предложить рассмотреть схему пути на графическом рисунке и прочертить дорогу к домику в соответствии со схемой.  Ребенок выполняет задание на образце и комментирует свои действия.

 

  •   Игровое упражнение «Найди пропущенные числа».

Способствовать развитию умения создавать сложные по форме предметы из отдельных частей по представлению

   Дети рассматривают числовую ленту, определяют пропущенные числа и по очереди заполняют пустые окошки карточками с цифрами. Затем называют числа в прямом и в обратном порядке.

 

  • Игровое упражнение «Поможем Пете нарисовать фигуры».

Развивать внимание, память, логическое мышление

У детей в тетрадях изображены геометрические фигуры 

 

 

 

 

   Возрослый спрашивает у детей: «Какие фигуры надо нарисовать? Сколько клеток пропущено между фигурами?»

   Дети самостоятельно дорисовывают фигуры до конца строчек.  

 

  •   Игровое упражнение «Отгадай число».

Закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10.

  Взрослый бросает ребёнку мяч и дает задания: «Назови число, которое составляют следующие числа: пять и два, два и четыре, пять и три, четыре и шесть. Назови числа, которые составят число три. (Один и два, два и один.)Назовите числа, которые составят число пять (семь, девять)».

  •    Игровое упражнение «Составь задачу».

  Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

  Ребёнок в тетради определяют точку начала выполнения задания: от нарисованного задания отсчитывают вниз три клетки.

   Взрослый предлагает: «Начертите отрезок длиной десять клеток. На нем отсчитайте шесть клеток и соедините их дугой сверху. Отсчитайте еще три клетки и тоже отметьте их дугой сверху. Снизу отметьте дугой общее количество клеток. На какое арифметическое действие можно составить задачу?» (На сложение.)

   Ребёнок составляет задачи. Взрослый выслушивает варианты задач и вместе с ребёнком выбирает одну из них. Взрослый вместе с ребёнком  обсуждают ее решение, записывают с помощью цифр и знаков, читают запись и отвечают на вопрос задачи.

   Затем  дается  ребёнку следующее задание: «Отступите от числовой линейки вниз четыре клетки и нарисуйте отрезок длиной в десять клеток. Отсчитайте девять клеток и соедините их дугой сверху. От последней клетки дуги отсчитайте влево четыре клетки и соедините их дугой снизу».

   Проводится аналогичная работа на составление и решение задачи на вычитание.

   

  •  Игровое упражнение «Рисуем крепость».

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

   Ребёнку даются образцы рисунка

 

 

 

   Возрослый обговаривает с детьми последовательность выполнения рисунка и предлагает продолжить рисование крепости, не отрывая руки от бумаги. Затем просит нарисовать ключ от крепости, который спрятан в конверте. Ребёнок отступают от задания вниз 5 клеток, ставят точку и рисуют ключи по образцу взрослого.

 

 

 

  • Игровое упражнение «Соедини предметы и числа»

Развивать внимание, память, логическое мышление.

   Дети выполняют задание по инструкции взрослого: «Заполните числовую линейку. Соедините линиями предметы на карточках с соответствующими цифрами».

   Ребёнок поочередно называют предметы, их количество и соответствующую цифру.

 

  •   Игровое упражнение «Собери шарики».

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

   У ребёнка листы бумаги с изображением шариков разного цвета и величины (в пределах 20). Ребёнок рассматривают шарики и выясняет, чем они отличаются (шарики разные по цвету и величине).

   Взрослый предлагает детям обвести шарики карандашом: по 5 шариков в круге. Затем спрашивает: «Сколько кругов получилось? Сколько шариков в каждом круге? Сосчитайте шарики пятерками. (Пять, десять, пятнадцать, двадцать.)Сколько всего шариков?» (Двадцать шариков.)

 

      

  • Игровое упражнение «Море волнуется».

 Развивать графические навыки, внимание, память, логическое мышление.

  У ребёнка  в тетради дан образец рисунка

 

 

   

Взрослый предлагает ребёнку сначала по точкам, а потом самостоятельно нарисовать волны.

   Затем  можно  рассматреть следующий рисунок

 

 

Уточнить: «Что изображено на картинке? Из каких геометрических фигур составлен кораблик?»

  Ребёнок по желанию рисуют такой же кораблик, отступив от образца 3 клетки вправо.

  

 

  • Игровое упражнение «Собираем коврик».

Развивать внимание, память, логическое мышление; активизировать вречи названия геометрических фигур.

Предложить ребёнку   конверт с  разрезанныеми квадратами  

 

Рассматреть и определяет геометрические фигуры.

   Предложить  ребёнку  сделать для бабушки коврик квадратной формы из частей фигуры.    После выполнения задания ребёнок рассказывает, из каких геометрических фигур они составили коврики.

 

 

 

Арифметические задачи

 

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

  • Игровое упражнение «Петя в царстве Математики».

 Взрослый  говорит детям: «Петя может вернуться из царства Математики, когда составит задачу. Он составил такую задачу: „Я съел пирожное „Наполеон“ и эклеры. Сколько пирожных я съел?“ Уточняет: Можно ли решить Петину задачу? Почему ее нельзя решить?» (В задаче нет чисел.)

   Дети помогают Пете составить задачу правильно: «Я съел одно пирожное „Наполеон“ и восемь эклеров. Сколько всего пирожных я съел?»

   Дети определяют структуру задачи и решают ее с помощью числовой линейки в тетради: сначала обозначают дугой сверху первое число и кладут карточку с соответствующей цифрой, потом обозначают дугой сверху второе число и кладут карточку с цифрой.

 

 

   

Ребёнок отвечает на вопрос задачи, записывает и читает ее решение.

   Пете предлагают составить другую задачу на вычитание. Он составляет: «Я заказал девять пирожных и съел восемь из них». (В задаче нет вопроса.)

   Проводится аналогичная работа

 

 

 

  • Игровое упражнение «Составим задачу».

 

   Дети в тетрадях отсчитывают три клетки вниз от предыдущего задания.

   Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание: «Красным карандашом поставить точку и проведите отрезок длиной в три клетки. Взять синий карандаш и продолжить его: нарисуйте отрезок, равный семи клеткам. На какие арифметические действия может быть составлена задача?» (Сложение или вычитание.)

   Ребёнок  составляет задачу и соединяют дугами три и семь клеток в зависимости от арифметического действия.

   уточняеть: «На какое арифметическое действие задача? Правильно ли составлена задача?»

  Ребёнок выбирает задачу на сложение, которую будет решать, повторяет ее, определяет структуру, выкладывает решение с помощью цифр и арифметических знаков, читает запись, отвечает на вопрос задачи и обосновывают ее решение.

   Аналогично  решается задача на вычитание.

 

  •  Игровое упражнение «Составим задачу».

   Взрослый предлагает ребёнку решить задачу: «На птичьем дворе гуляли десять гусей и кур. Все шесть гусей отправились на пруд. Сколько кур осталось на птичьем дворе?»

   Ребёнок определяет структуру задачи и с помощью какого арифметического действия ее можно решить.

   Воспитатель просит детей в тетрадях отсчитать от предыдущего задания вниз 4 клетки, нарисовать числовую линейку длиной в 10 клеток и дугами обозначить условие задачи: что известно, отметить красной дугой сверху линейки, что неизвестно – синей дугой внизу линейки. Ребёнок читает запись и отвечает на вопрос задачи.

   Можно предложить ребёнку  выложить  решение задачи  с помощью цифр и арифметических знаков.  

 

 

Арифметические задачи в картинках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультурная минутка

   

   Цель: снятие статического напряжения, способствовать профилактике переутомляемости.

Взрослый читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения.


Покажите пальцем зайца, (Правую руку сжать в кулак и выпрямить средний и указательный пальцы.)
Книжку, (Положить рядом две раскрытые ладони.)
Орех. (Сжать кулак.)
Указательному пальцу
Все известно лучше всех. (Вытянуть вверх указательный палец, согнуть и разогнуть его.) 

Упражнение повторяется 2–3 раза со сменой рук. 

   

Физкультминутка «Шалтай-Болтай»

 

   Шалтай-Болтай висел на стене (Дети поднимают руки вверх.)
Шалтай-Болтай свалился во сне. (Наклоняются вперед и вниз и размахивают руками.)
Никто не может Шалтая-Болтая,
Шалтая-Болтая поднять.
Никто не может Шалтая-Болтая,
Шалтая-Болтая поднять.

   Упражнение повторяется 2–3 раза 

   

Физкультминутка "Бабушка кисель варила" 

   
Бабушка кисель варила (Правой рукой «помешивают кисель».)
На горушечке, (Соединяют кончики пальцев, а ладони разводят в стороны.)
Для Андрюшечки. (Кладут правую руку на грудь.)
Летел, летел соколок
Через бабушкин порог. (Скрещивают большие пальцы и делают взмахи остальными пальцами.)
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил. (Несколько раз ударяют пальцами по ногам и вытягивают руки вперед.)
Вот и нету киселька (Разводят руки в стороны.)
В черепушечке (Складывают ладонь «горстью».)
У старушечки
На горушечке. (Изображают горку.)
Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» (Качает головой влево, вправо.)
Не плачь, бабка, не рыдай! («Грозят» указательным пальцем.)
Чтоб ты стала весела,
Мы наварим киселя.
Во-о-от столько! (Правой рукой «помешивают» кисель и разводят руки в стороны.) 

 

 

Слуховой диктант «Нарисуй отгадку».

Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку, действовать по инструкции 

 

   Воспитатель просит детей отсчитать вниз от числовой линейки 5 клеток и поставить точку, от которой они будут выполнять задание.

   – Отсчитайте четыре клетки вправо от точки и поставьте еще одну точку;

   – Отсчитайте две клетки вниз.

   – Одну клетку вправо.

   – Одну вниз.

   – Одну вправо.

   – Одну вниз.

   – Одну вправо.

   – Четыре вниз.

   – Четыре влево.

   – Одну вверх.

   – Одну вправо.

   – Две вверх.

   – Одну влево.

   – Одну вниз.

   – Одну влево.

   – Одну вверх.

   – Одну вправо.

   – Две вверх.

   – Две влево.

   – Одну вверх.

   – Две вправо.

   – Две вверх.

   – Одну вправо.

 

 

 

 

Взрослый  предлагает ребёнку придумать или вспомнить загадку к получившемуся рисунку

 

Помораева, Вера Арнольдовна Позина

   Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада

   Библиотека программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

   под общей редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

 

Дата последнего обновления страницы 30.01.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»