Речевое развитие

 

 

На этой страничке я подобрала самые разные игры по нескольким направлениям и видам игр.  

 

ИГРЫ С КАРТИНКАМИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

  Предметные

Для обогащения словарного запаса стоит подбирать красивые изображения на белом фоне, выполненные максимально реалистично. Это могут быть:

  • весенняя одежда;
  • первые цветочки;
  • птицы весной;
  • труд людей весной.

Все рисунки должны быть точными, со всеми деталями. Очень хорошо, если картинка подсказывает ребенку признаки, которые являются отличительными для того или иного предмета или явления. Например, нарисованные резиновые сапоги должны блестеть, а кожаные — нет. Если вам не удалось найти специальный набор картинок с приметами весны, то можно распечатать их из интернета.

 

 

  Сюжетные

 

Составление описаний по картине нужно проводить по большим иллюстрациям. Желательно находить такие, на которых есть несколько персонажей, каждый из которых чем-то занят. Можно использовать тематические наборы для детского сада в картинках по темам:

  •  Пришла весна;  
  • Весна в городе;
  • Птицы весной;

Труд люд людей весной.

Для детей 5-7 лет нужно брать картины, показывающие постепенные сезонные изменения каждого времени года. Так мартовские логопедические занятия посвящены встрече зимы с весной, а майские — самым поздним признакам весны

 

 

 

  

Сюжетные серии

 

Обсуждать сезонные изменения помогают картины, собранные в серии.

Например, рассказ на тему “Наступление весны” или “Встречаем Весну-красавицу” легче составить, описывая изображения одного места (улицы, поляны, реки) в марте, апреле и мае. Возможность наглядно увидеть пробуждение природы, постепенные ее изменения помогает детям делать более полные, последовательные описания.

 

Небольшие серии сюжетных картин нужно подобрать и к темам “Животные весной”, “Весеннее цветение”, “Весенние заботы людей”. Они помогают ребенку:

  • использовать больше глаголов и описательных прилагательных;
  • формулировать причинно-следственные связи;
  • строить сложные предложения.

 

Игры с картинками

 

Изображения изменений в природе, особенности жизни людей и зверей с приходом новом времени года, цветы — все эти рисунки можно и нужно использовать для дидактических игр с детьми.

  •  Что я вижу?

Сюжетные картинки полезно использовать для игр на внимание и умение составлять точное описание. Ведущий загадывает любой объект, изображенный на рисунке, затем делает словесное описание его. Если другой игрок смог угадать, то ведущим становится он.

  • Весна-красна

Если взять портрет девушки-Весны, то можно попросить ребенка составить рассказ от ее имени. Пусть он расскажет о ее наряде, привычках, заботах. Если играет несколько детей, то интереснее отвечать по кругу, дополняя друг друга.

  • Запахло весной

Разложите перед детьми предметные картинки с листьями деревьев (береза, липа, рябина и др.) и весенними цветами (крокусы, ландыши, нарциссы и др.). Попросите описать одну, не упоминая название того, что на ней. Другие игроки должны как можно быстрее взять карточку, о которой говорит ведущий. Победитель определяется по количеству «правильных» карточек.

  • Вот и я!

Все играющие садятся перед карточками, на которых нарисованы разные звери, растения, птицы. Задача игроков выбрать как можно больше изображений тех, кто просыпается весной. Игра идет по кругу, каждый ребенок говорит: «Доброе утро, медведь! Ты всю зиму спал.» или «Доброе утро, скворец! Ты только прилетел из теплых стран.». Побеждает тот, кто соберет больше карточек.

  •    Весна пришла

Дети смотрят на сюжетную картинку и называют (по очереди) как можно больше признаков пробуждения природы, прихода нового времени года. Выигрывает тот, кто ответит последним.

Использование наглядного материала значительно повышает эффективность развивающих занятий с детьми. Их систематическое использование помогает добиться отличных показателей речевого развития намного быстрее. Картинки стимулирую не только речевую активность ребенка, но и все его познавательные процессы.

 

 

Логопедические распевки https://cloud.mail.ru/public/57sA/3jCNJW8pw

 

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. ИГРЫ С ДЕТЬМИ 

 

 

 

                           Пальчиковые игры

Прелесть пальчиковых игр не только в развитии речи, но и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять.

Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:

Здравствуй, пальчик, выходи,
На Юлю (называете имя своего ребенка)погляди.
Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка.(Касаетесь 
пальчиком ладошки.)

Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка.(Выпрямляете пальчик.)

Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.

Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее» и речевой центр активизируется.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:

 

 

МАЛЬЧИК-ПАЛЬЧИК

На вступление указательными пальчиками изображаем стрелочки часиков и говорим : «Тик – так, тик – так»…
Мальчик - пальчик лёг поспать
Указательный палец смотрит вверх, остальные поджаты
На ладошку, как в кровать.
Положить указательный палец на ладонь второй руки. Большой палец второй руки прижат к ладони (подушка)
А когда прохладно стало,
 
Он укрылся одеялом.горим два раза

Обхватить указательный палец одной руки остальными пальцами другой
На проигрыш детки говорят : «Баю-баю, баю-бай»

И всю ночь так пролежал,
А когда он утром встал,

Исходное положение
Начал братьев поднимать,
Поочерёдно разжимаем остальные пальцы, начиная с большого
Чтобы с ними поиграть.
Шевелим пальцами и последние две строчки повторяем два раза

 

 

ГУСЕНИЦА

На вступление скрещенные ручки-бабочки летают
Маленькая гусеница по листу ползёт,
Указательный палец правой руки – гусеница. «гусеница» ползёт по листочку (ладони левой руки)
Листик, как конфеточку, целый день грызёт.
«Скребём» пальцем правой руки (гусеница) по ладони и пальцам левой.
Наконец накушалась, кокон вдруг свила.
Пальчиками – «моталочка» перед собой
В коконе, как в домике, зиму проспала.
Прячем указательный палец правой руки в кулаке левой руки.
(Гусеница в коконе)

А весной той куколке надоело спать.
Превратилась в бабочку, чтоб везде летать.

Ладони раскрываем, скрещиваем руки в области кистей (бабочка), «машем крылышками».

 

ПОМОЩНИКИ


Маленькая Катя умница была:
В комнате работу всем зверям дала.
Чашечки собачка моет язычком,

Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони
движение "от себя" тыльной стороной пальцев

Мышка подбирает крошки под столом.
Щипают пальцами правой руки ладонь левой
Кошка коготками лавочку скребёт,
Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки
Курочка рябая пол крылом метёт.
Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой
Катя варит кашу для зверят своих
Указательным пальцем правой руки
вращательные движения в ладони левой руки

За работу хвалит, с ложки кормит их
"Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой),
протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят)

 

УТРЕЧКО

Солнышко встало, утро настало.
Правая ладошка «солнышко» ,поднимая делаем круговые движения
Солнышко встало, утро настало.
Левая ладошка «солнышко» ,поднимая делаем круговые движения
Эй, братец Федя, буди соседей!
Стучим кулачком правой руки в поднятую перед собой левую ладошку
и повтор движения другой ручкой.

- Вставай, Большак!
Показываем большой палец
-Вставай, Указка!
Показываем указательный ,«грозим» пальчиком
-Вставай, Серёдка!

Соединяем ритмично средний пальчик с большим
-Вставай, Сиротка!
Поглаживаем безымянным пальчиком по большому
- И крошка-Митрошка!
Пальчики в кулачок, показываем только мизинец
Привет, ладошка!
Скользящий хлопок правой ладошки о левую вверх

Игра повторяется еще раз другой ручкой. Как вариант можно первый раз делать педагогу, потом на повторение музыки сказать: « А теперь все вместе!»

 

 

 

УМНЫЕ ДОРОЖКИ (проводим по линиям сразу обеими руками)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевые игры, способствующие обогащению словаря 

формированию грамматического строя речи

“Узнай героя”

Цели:

находить, по словам-определениям героя;

самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характеристике героев.

Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.

Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.

Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.

Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.

Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.

Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.

Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.

  “Все наоборот”

Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением

Больные – здоровые (зверята)

Злой – добрый (Бармалей)

Грустная – Веселая (Федора)

Грязный – чистый (мальчик)

Темно – светло (краденое солнце)

Высокий – низкий (жираф, бегемот)

   “Что делает?”

Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия

Подушка – ускакала

Простыня – улетела

Брюки – сбежали

Стол – ушел

Умывальник – выбегает

Муха – пошла на базар и т.д.

  “Кто? Что?”

Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто?, что?.

Муха-Цокотуха – самовар

Айболит – градусник

Федора – посуда

Крокодил – солнце и т.д.

 “Четвертый лишний”

Цель: определить какой предмет из названных лишний. Объяснить свой выбор.

Айболит, волки, корабль, орел

Самовар, Муха-Цокотуха, уж, комарик

Утюг, скалка, блюдца, магнитофон

 “Скороговорки”

Цель: учить четко проговаривать текст, постепенно увеличивая темп.

Слишком много ножек у сороконожек.

Расскажи-ка про покупки
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки
Про покупочки свои.

 “Загадки”

Цель: учить детей отгадывать загадки по содержанию текста сказки.

 “Маленькие слова”

Цель: правильно употреблять в речи предлоги, знать их значение.

- И упал Айболит и лежит на снегу.

- Он в Африке, он в Африке

Под пальмою сидит.

- А рядом бегемотики

Схватились за животики.

- Я пришью ему новые ножки

Он опять побежит по дорожке.

 “Один-много”

Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа

Одно дерево – много …

Одна пальма – много …

Один крокодил – много …

Одна обезьяна – много …

Одна зверушка – много …

Одно насекомое – много …

 

 

 

 

Развивающаая игра "Прочитай по первым  буквам" Цель игры: закрепление навыка чтения и звукобуквенного анализа слова, развитие памяти, внимания и логического мышления.

 

Правила изры: распечатайте карточки, вырежте буквы и предложите детям прочитать слово по первым буквам картиноки и составить из букв это слово.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 Дидактическая игра "Собери слово"Ц:  способствовать развитию  звукобуквенного  анализа слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду подготовительная к школе группа детского сада» М. Мозаика –Синтез 2014

 

Дата последнего обновления страницы 30.01.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»